Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Меню YOLDASH.news МаълуматларКъайгъырыш КъутлавларDAG.news"Времена"В ДагестанеВ РоссииИнтервьюВ миреНа КавказеГлава РДНародное СобраниеПравительствоМинистерства и ведомства Муниципалитеты In memoriamНовости спортаГод культуры безопасности Выборы - 2018ЧЕ-2018 Kaspeuro2018БлогосфераАналитикаЖамиятПолитика.ЭкономикаБаянлыкъДин ва яшавЖамият низамИлмуTürk dünyasi Савлукъ ЭкологияЮртлар ва юртлуларЯшёрюмлер МаълуматАнтитеррорБирев де унутулмагъан...МаданиятАдабиятКультура ожакъларБилимИнчесаният Къумукъ тилКроссвордМасхараларТеатрЯнгы китапларЯшланы дюньясы Спорт ярышларЕдиноборства Развитие спортаСоревнованияФК «Анжи» МедиасфераО газетеО сайтеСМИНаши авторыФото дняНаши партнерыНаши спонсорыСотрудникиАфишаГалереяРекламаЮбилейный номер
Республиканская еженедельная общественно-
политическая газета «Ёлдаш» (Спутник)
Как народу сберечь себя?

Как народу сберечь себя?




Опыт и проблемы

Над некоторыми народами России, в т.ч. и Дагестана, в наступившем новом столетии нависла угроза  полной ассимиляции, эрозии и исчезновения их языков и культур.  Эти народы справедливо опасаются этого и  боятся утратить свой родной язык и свою самобытную культуру. Они не хотят стать этническим материалом для других более крупных народов.  Они хотят быть, говоря словами Чингиза Айтматова, не только сытыми, но и вечными как народ. Иногда, как это было,  например, в прибалтийских респуб­ликах или в странах СНГ, эти народы пытаются спастись бегством, изоляцией от крупных народов-ассимиляторов. На этой волне в 90-е годы у нас в Дагестане и на всем Северном Кавказе возникли национальные движения и организации в защиту  своих языков ,  в целях самосохранения и само­развития  вынашивавшие «автономизации». Таким путем они хотели бы замкнуться в своих национально-территориальных «резервациях», как моллюски в раковинах.


 

Но вся история развития раз­ноязычных (полиэтничных) об­ществ и государств показывает, что изоляция не помогает. Она иссушает душу и разум народа, пре­пятствует его свободному про­грессивному движению вперед, отрывает его от общего древа раз­вития единой культуры рода чело­веческого. Вместе с тем «лекар­ство» от неумолимой языковой ассимиляции существует.   Известно, например, что с XII в., со времени курфюрста Альбрехта Медведя, немцы на­чали свою экспансию на славян­ские и балтские земли, располо­женные к востоку от территории обитания германских племен. Устремление к захвату восточ­ных земель получило в Германии крылатое название “Drang nach Osten!”. Страшному герман­скому напору первой подверг­лась западная ветвь славян: полабские и лужицкие сербы, жившие на землях в верхнем и среднем те­чении рек Лабы (немецкое: Эль­ба), Шпрее и Нисы-Лужицкой. Полабский язык своей письмен­ности не имел и поэтому в ус­ловиях сплошного немецкого окружения просуществовал (только в княжестве Люнебург) до первой половины XVIII в. и был утрачен.


На лужицком языке письмен­ность на основе латинского ал­фавита возникла еще в XVI в. И вот после почти четырехсот лет полного немецкого засилья про­изошло чудо. В 1945 г. часть “немцев”, граждан разгромлен­ного фашистского рейха, прожи­вавших к югу от Берлина на Лужице, Шпрее и правом берегу Эльбы (в округах Котбус и Дрез­ден), заявили, что они никакие не немцы, а лужицкие сербы, со­хранившие свою письменность, свои книги, “подпольные” шко­лы и, главное, свой язык. 100 тысяч человек, говорящие и пи­шущие по-славянски, сохра­нившие, как выяснилось, наци­ональную культуру (народное образование, особенности быта, одежду и т.п.), потребовали ав­тономии для своего народа. В условиях ГДР их требование было признано вполне закон­ным, и автономию 100 тысяч лужичан получили. Оказалось, что сохранявшийся около 400 лет в абсолютно чужеродной германоязычной среде лужиц­кий язык не только не подверг­ся ассимиляции, но образовал два сформировавшихся литера­турных языка – «верхний» и «нижний», причем «верхний» лужицкий литературный язык оказался более развитым. Лужицкие сербы преподали миру серьезный урок. Проявив сверхупорство, они 400 лет храни­ли и «подпольно» развивали свои письменные языки, книгопечата­ние, обучали детей в семье не только разговорному языку, но и письменному родному языку.


Другой пример. Еще в VIII - IX вв. часть гунно-булгарских племен Северного Кавказа – эсегелы (секели) – поселились на берегах Дуная и в течение почти тысячелетия сохраняли здесь свой тюркский  язык, руническую письменность и религию (тенгризм), следовательно, свою тюркскую идентичность и древний этноним в иноязычном окружении. Показателен в этом отношении и пример северокавказских и крымских кипчаков (кумыков, карачаевцев, балкарцев и др.), образовавших в XIII в. на берегах Нила в Египте свое государство (“Девлет ит-Тюркийе”) и в течение нескольких веков культивировавших здесь свой язык и культуру.


Обратим внимание и на  собственный опыт - опыт, полученный в царской России. Прожив порой не одну сотню лет в составе Российского государства, народы, имевшие свою собственную письменную культуру или книгопечатание на родном языке, ассимиляции не подверглись. Но несчетное количество других бесписьменных племен этнических групп, в том числе и тех, имена которых остались лишь в письменных источниках,  полностью растворились в русскоязычной среде и давно являются русскими.


Таким образом, развитая письменная культура, книгопечатание (журналы, газеты, научная, художественная и учебно-педагогическая литература), обучение в школах и дома, в специальных средних и высших учебных заведениях, церковная служба, радио и телевидение, просветительские лекции и бе­седы на родном языке - все это вместе спасет любой народ от ассимиляции. Но если только сам народ того пожелает.


В настоящее время все корен­ные народы Дагестана двуязыч­ны или даже трехъязычны, ибо  преподавание в школах в основ­ном ведется у них на русском языке с одновременным изучением языков других стран (прежде всего - английского, немецкого, французского). Мно­гоязычие - великое благо для  развития человека, расширения его кругозора при познании мира, для приобщения каждого к  общечеловеческой культуре.


Однако в настоящее время двуязычие требует своего дальнейшего развития. Республика нуждается в разработке и осуще­ствлении программы функционирования и дальнейшего развития дагестанско-русского двуязычия. Нужен законодательный акт «О национальных языках в РД», о необходимости которого говорится и пишется уже четверть века. А воз и ныне там. Между тем  из года в год расширяется база людей, слабо владеющих и вовсе не владеющих родными языками, людей с пониженным уровнем национального самосознания. Чтобы поломать  такой негативный тренд, в республике необходимо принять экстраординарные меры, направленные на повышение статуса родных языков, для придания хотя бы языкам пяти самых многочисленных народов статуса региональных языков, как это сделано в ряде европейских стран.


Ассимиляция разрушительна, но и изоляция вредна. Всякий литературный язык обогащается и развивается от  общения с живым языком, с фольклором. Язык украшают сказители, по­эты, писатели,  знатоки чистой материнской речи,  артисты-дек­ламаторы, образованные и гра­мотные журналисты, ведущие радиопередач и ученые-языковеды. Письменный язык наших народов очень нуждается в развитии, но при условии полного и бережного использования ста­рого лексического фонда и близ­кой лексики соседних и родствен­ных языков, подчас сохранивших  из общего средневекового языка те формы, которые почему-либо утратили в своем языке другие этнические группы.


Наличие письменного лите­ратурного языка помогает ре­шить проблему выживания лю­бого народа, ликвидируя элемент стихийности и позволяя заниматься укреплением пози­ций письменного языка как од­ной из важнейших основ жизне­способности всего народа. Нуж­на специальная научная про­грамма, разрабатывающая пути дальнейшего развития литера­турного языка. Программа эта также должна быть поддержана и утверждена государством.  Иногда возникает определен­ный разрыв между языком наци­ональной печати, радио, телеви­дения и языком народа. Пользу­ясь свободой печати, журналис­ты произвольно засоряют лите­ратурный язык не употребляв­шимися прежде и чуждыми на­родной речи англосаксонскими и другими иноязычными терми­нами.


Литературный язык любого народа должен стать понятным всякому члену этноса. В борьбе за чистоту и вдумчивое развитие материнского языка нужны ос­торожные меры.


В республике следует создать  лингвистические комиссии из авторитетных социолингвистов, специалистов-языковедов, писателей, поэтов,  журналистов, людей, с детства являющихся носителями разго­ворного языка. Лингвистичес­кие комиссии должны обладать полной законодательной иници­ативой: обсуждать нормы литературного языка, следить за пра­вильностью написания и произношения языковых текстов. Та­кой опыт в мире накоплен. По­казателен в этом отношении опыт Турецкого лингвистичес­кого    общества (Turk, Dili Kurumu). Они обязаны способствовать организации преподавания письменного языка, следить за культурой речи, строго  санкционировать все нововведе­ния соответственно с законами языка и потребностями жизни в печатной продукции. Нужна (и не следует этого пугаться!) своеобразная лингвистическая цен­зура, осуществляемая через ин­ститут специальных редакторов. Ныне для языков народов Дагестана наступает весьма от­ветственный период развития. Нужно и далее укреплять и развивать национально-русское двуязычие, гармонически соче­тающее в себе оба цементиру­ющих начала нашего языкового самосознания и лежащее в фун­даменте нашей дагестанской геокультурной идентичности. В этих целях целесообразным представлялось бы  вернуть в оправданных формах  к жизни национально-языковые школы и педучилища, в своё время сыгравшие большую роль в  подготовке  кадров и воспроизводстве национальных культур и языков.  Нужна достаточно выверенная и взвешенная народо-языко-сберегающая политика, исключающая всякую деэтнизацию, всякий этноцид в будущем. В этом русле очень важно, как отмече­но выше, выработать и поэтап­но осуществлять программу функционирования и дальнейшего развития национально-русского двуязычия.


 Не следовало бы  бездумно увлекаться американской моделью обустройства национальной жизни, что особенно заметно в последние десятилетия. Мы должны знать и помнить, что новейшая история наглядно демонстрирует, что ни расширение информационного поля, ни единый рынок, ни рост образовательного уровня населения не ослабляют тенденции к национальной индивидуализации, стремление народов к этнической субъектности и самоидентификации.


Думается, что оно является общецивилизационным, типологическим качеством как конкретной человеческой личности, так и этнокультурных, этноконфессиональных сообществ.


В этом контексте показательно то, что в США еще в 1972 г. был принят закон, который явился «официальным признанием этничности как позитивной и конструктивной силы американского общества».


С этой точки зрения государство и в дальнейшем должно уделять приоритетное  внимание развитию не только русского, но и национальных начал нашего языково­го сознания, языков и культур в Дагестане. На их защите стоит и наша Конституция. Но нельзя уповать во всем на государство. Оно может и должно не все. Нужна самоорганизация всего народа, его элиты и отдельных социальных ячеек в лице семьи. Будут ли знать наши дети свой родной материнский язык, это зависит от каждого из нас, каждой малой и большой семьи, от предков и потомков. От того, создадим ли мы для своих детей, хотя бы на уровне наших мик­роячеек – семей, режим наиболь­шего благоприятствования родной речи.


Накопленный нашими наро­дами за века опыт этнического воспроизводства и культурного самостояния и саморазвития  вопреки противо­действующим факторам должен быть востребован и реализован сполна именно теперь, когда урбанизация, индустриализация и информатизация почти не остав­ляют шансов для существования мононациональных языковых сред.


Каждый народ имеет право на саморазвитие, и от него самого зависит, сумеет ли тот или иной народ  воспользоваться этим своим неотчуждаемым  и неотъемлемым правом. 


Ему решать, хочет ли он быть только сытым или же еще  и вечным как народ.


 






Количество показов: 274
16.09.2017 17:32

Возврат к списку

AlfaSystems massmedia K3FN2SA
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта